Прекрасная половина завода

В механосборочном цехе № 5 (ХТО) машинистами крана трудились ответственные женщины – крановщицы.

В механосборочном цехе № 5 (ХТО) машинистами крана трудились ответственные женщины – крановщицы. Хрупкие женщины управляли тридцатитонным мостовым краном Фото: © Из книги Е. Карпова «Годы и люди»

Какую роль женщины играли в истории Нижнетуринского машиностроительного завода

Продолжаем публикацию рассказа легендарного директора Нижнетуринского машиностроительного завода Евгения Александровича Карпова о роли женщин в становлении предприятия и Нижней Туры в целом.

Напомним, что автор по тактично-этическим соображениям не упоминает ни одной фамилии, но назовет все структурные подразделения и службы, в которых работала хотя бы одна женщина НТМЗ.

Женщины завода проявили незаурядный интеллект, когда завод приступил к внедрению информационных вычислительных технологий. Сначала была создана мощносчетная станция (МСС) с использованием табуляторов и носителей информации на перфокартах, а когда завод получил и внедрил малую электронно-вычислительную бухгалтерскую машину М-5000, вместо нее была создана служба ИВЦ. В обеих службах женщины успешно выполняли обязанности и постановщиков задач, и программистов, и операторов.

Когда стало более доступным приобретение на завод персональных компьютеров, их стали широко применять на информационно-вычислительных операциях, объединив на единой заводской электрической базе. Кроме того, компьютеры стали использоваться при выполнении конструкторской графики в ОГТ.

Женщины завода успешно освоили эти новшества. Завод приобрел типовой комплект школьного компьютерного класса, и на базе заводского ИВЦ стал действовать первый в городе кабинет информатики, в котором по графику обучались старшеклассники школ №3 и №5, а вела уроки сотрудница ИВЦ.

Бюро новой техники

На заводе была создана структура – конструкторско-производственная и обозначена как «бюро новой техники». Работали там конструкторами и женщины, и в каком-то периоде начальником была женщина-инженер. В активе бюро – разработка и изготовления первых на заводе штабелеров небольшой грузоподъемности, а в завершение – козлового штабелера грузоподъемностью 5 тонн. В производстве существовала самая опасная технологическая операция – травление и горячее цинкование отопительных калориферов.

Бюро новой техники разработало техническую документацию на поточную механизированную линию с дистанционным управлением и опасность от взрыва и выбросов расплавленного цинка, от паров кислоты и гари ушли в прошлое. В тех же цехах была разработана герметичная камера с дистанционным управлением работой с расплавленным свинцом, пары которого опасны для здоровья человека. Бюро разработало первую в стране высокомеханизированную поточную линию по производству отопительных калориферов с биметалическими нагревательными элементами малых размеров. Из бюро было сделано несколько заявок на изобретения.

ОГК, в котором успешно трудились и женщины-специалисты, наряду с сопровождением технической документации и адаптацией ее к внутризаводским стандартам, разрабатывали рабочие чертежи и по техзаданиям.

Так ОГК разработал техническую документацию на спортивное оборудование для ОДУ, завод освоил серийное производство и был удостоен диплома ВДНХ.

В условиях дефицита

В условиях дефицита материально-технических ресурсов особую роль для успешной работы завода играли отдел материально-технологического снабжения (ОМТС) и отдел оборудования. В год через завод проходило около 35 000 типоразмеров, наименований материалов и комплектующих, в том числе и для хозяйственных нужд. Нормы расхода на материалы и комплектующие рассчитывала соответствующая группа – кстати, женщины – в ОГТ, и в соответствии с годовой программой ОМТС и отделов оборудования формировала годовые заявки.

В обоих отделах ответственно работали женщины, в том числе руководителями групп, по закрепленной за ними номенклатуре материалов. Женщины-технические работники на каждый месяц составляли лимитно-заборные ведомости, по которым цехи получали материалы на выполнение производственной программы.

На завод в течение года приходили внеплановые заказы, но действующее в министерстве правило «внеплановый заказ – внеплановое обеспечение материалами» несколько облегчало работу отделов, но все равно суеты хватало! Однако работа отделов – бесперебойное снабжение производства и наличие материалов в пределах нормативных показателей.
Кстати, в отделах существовало негласное правило: женщин в длительные командировки за материалами не посылать – у них же дети!

«Инструменталка»

Бюро инструментального хозяйства (БИХ) занималось планированием работы инструментального цеха №6 по изготовлению штамповой и технологической оснастки, шаблонов, трафаретов, нестандартного режущего инструмента и т.п. В задачи входило формирование заявок на получение стандартного режущего и мерительного инструмента из промышленности и контроль за реализацией выделенных фондов. Также необходимо было отслеживать приходящие запасы инструментов на складе БИХа и в цеховных раздаточных инструменталках. В БИХе работали женщины, а руководители бюро – воспитанники этой службы!

Повелительницы кранов

…В цехе ХТО по пристенной многозвеньевой безопасной лестнице поднимается хрупкая женщина в униформе. Вот она достигла десятиметровой отметки – посадочной площадки в мостовой кран. В кабине крана провела ряд манипуляций, уселась за пульт управления, раздался звуковой сигнал, и кран плавно поехал вдоль пролета.

Управляет мостовым краном женщина-машинист мостового крана, а в заводском обиходе – крановщица. Пальцами подает только им понятные сигналы, и кран останавливается в нужном месте, чтобы застроить громадный, весом 30 тонн теплообменник.

Опять сигнал рукой, и махина приподнята на два десятка сантиметров над полом и застыла на несколько минут в подвешенном состоянии – так требуется по технике безопасности. После этого теплообменник поднимается на высоту, чтобы не задеть людей, и краном переводится на стенд гидроиспытаний.

Автору могут задать вопрос: зачем такие подробностей, и так все ясно? Но хотелось подчеркнуть ответственность той хрупкой женщины, которая села за пульт управления тридцатитонным мостовым краном!
На заводе находилось в работе 34 мостовых крана грузоподъемность от 5 до 30 тонн, и козловых той же грузоподъемностью, причем два с управлением из кабин. Более чем половина работала в две смены, и в абсолютном большинстве управлялись женщинами-крановщицами и не помню, чтобы они были виновниками серьезных происшествий на производстве.

Вот еще одно подтверждение психологического портрета женщины – интеллектуальной и ответственной. Когда на заводе начали проводить праздник «День пожилого человека», трио из бывших крановщиц радовало нас певческимим искусством.

Последние новости

В Свердловской области клещи кусаются на 30% реже, чем обычно

Но больше, чем в прошлом году. С начала сезона от укусов клещей В Свердловской области пострадали 18,6 тысячи человек.

В среду, 19 июня 2024 года, и.о. прокурора Свердловской области Павел Родченков проведет личный прием жителей г. Асбеста, пос. Рефтинский и пос. Малышева по вопросам нарушения их п

В среду, 19 июня 2024 года, и.о. прокурора Свердловской области Павел Родченков проведет личный прием жителей г. Асбеста, пос.

Директор департамента соцполитики мэрии Екатеринбурга Елена Левина внезапно уволилась

Заместитель председателя комиссии Марина Харитонова спросила у комиссии, есть ли уже кандидат на её место.

Card image

Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *